Почему городской дизайн должен быть удобным.

«Народный дизайн от тёти Вали»
Встаньте, дети, встаньте в круг!
Недавно нам случайно довелось поучаствовать в конкурсе на лучшую эмблему системы образования нашего городского округа. В мероприятии могли принять участие все желающие: взрослые и дети всех возрастов. Результат должен был появиться во всех учебных заведениях города, на документах управления образования и на форме школьников.

До этого мы принимали участие в конкурсах по разработке средств визуальной коммуникации парков, системы навигации и оповещения разных городов и т.д.. Наш опыт позволил сформировать собственное видение проблемы оформления и развития визуальных коммуникаций города, которая негативно сказывается на развитии городской инфраструктуры в целом.

Сперва я хочу поблагодарить моего "брата" - Тома Харди, соседа и тетю Валю, она немного рисовала в детстве (© Леонардо Ди Каприо). Ну, понятно, да?! =)
В этой статье мы готовы поделиться своим опытом с людьми, а также компетентными представителями администрации. Мы лишний раз убедились, что к разработке системы визуальных коммуникаций нельзя привлекать людей далеких от этой сферы, а также некомпетентных специалистов, и чем это может грозить.

На первый взгляд, подобные конкурсы привлекают внимание горожан к развитию городских систем, демонстрируя прозрачность и открытость. Но зачастую руководство не понимает серьезность и сложность разработки тех или иных систем дизайна.

Для начала разберемся зачем нужен брендинг государственным учреждениям.
Средства визуальной коммуникации, в первую очередь, должны быть понятными и полезными для каждого человека. Это полноценный канал связи, используя который, возможно менять отношение поколений к важным социальным явлениям и процессам.
С чем у вас чаще всего ассоциируется государственная символика, будь то любое учреждение, задействованное в сфере услуг (образование, медицина, почта, система банковского обслуживания)?

Это не самый высокий уровень сервиса и эффективности, хотя сегодня государственные учреждения в нашей стране, в том числе и в регионах, выходят на новый уровень. Грамотно исправляя ситуацию, государственный аппарат обращается к помощи специалистов.

Сегодня мы можем видеть хорошие примеры, которые можно назвать удобными, красивыми и полезными: Мои Документы, Госуслуги, Парк Горького, ВДНХ и других объектов.
Один из примеров оформления пространства для отдыха в Парке Горького. Он не только показывает хороший стиль, но и дружелюбное отношение к посетителям.
Разработанные профессионалами дизайн, сервисы, продукты позволяют не только заявить о себе, но и привлечь внимание общества. Таким образом, возрастает доверие и узнаваемость.

«Система визуальных идентификаторов — это инструмент построения полноценного взаимодействия с обществом».

Правильно используя этот инструмент, государственный аппарат может менять отношение поколений, повышая уровень социальной ответственности и качество жизни.
Представим. Паровоз (продукт) - конструктор (дизайнер, племянник шурина, в художку ходил год), довезет ли он нас на своём паровозе до пункта б? Ну, понятно, да?! =)
Формирование полноценного комплекса визуальной коммуникации — серьезный процесс, который имеет несколько этапов:
Полноценное
исследование
Определение
концепции
Разработка
визуальных элементов
Формирование
правил использования
Подготовка фирменных
носителей
Авторский
надзор исполнителя
Билли Миллиган - художник, фотограф, звезда, бухгалтер, бизнесмен - ну вы поняли =)
Тот самый знакомый жены, который сделаем всё.
Незнание специфики разработки, привлечение неквалифицированных специалистов и людей далеких от этой сферы приводит к некачественному результату. Стоит отметить, что зачастую из-за этих факторов перед участниками конкурсов ставят невыполнимые условия.

В нашей практике были случаи, когда на выполнение конкурсных заданий масштабного дизайна для города, отводилось от 2 до 7 дней. Произвести весь комплекс работ за это время не сможет даже большая команда профессионалов.
Последствия… И задачу не выполнил, да ещё и путь перекрыл. Расчищать надо, время, деньги, доверие.
Ну, понятно, да?
Такое отношение к разработке влекут за собой за собой негативные последствия в будущем:
Повторные финансовые и временные затраты на разработку и внедрение новых идентификаторов, так как неэффективный дизайн выявляется достаточно быстро.
Снижение лояльности населения и социальной активности, в том числе в отношении агитационных кампаний со стороны администрации.
Нарушение коммуникации. Важные социальные послания преподносятся гражданам в неподобающей форме, не воспринимаются и отторгаются населением.
Одна из причин сложившейся сегодня ситуации — это нехватка специалистов в государственных учреждениях, которые могут оценить сложность и качество выполненных работ в сфере дизайна, поэтому их необходимо привлекать извне, сотрудничать с дизайн-агентствами, эффективно решая задачи развития регионов, городской среды и муниципальных учреждений.
Всем спасибо.